Оптовая торговля. Производители России и ближнего зарубежья  
  Авторизация
Логин:Пароль: 

  Новости
  Наш опрос
Насколько часто Ваша организация участвует в тендерах?

Еще ни разу не участвовали
1-5 раз в месяц
5-10 раз в месяц
10-20 раз в месяц
Чаще 20 раз в месяц


11.11.2008
Российским строителям все труднее найти работу
Казахстан: как добиться прозрачности в сфере государственных закупок?
В Москве изменился порядок земельных аукционов
Москва: рабочие пострадают от кризиса последними
В Тюмени открываются две специализированные выставки
Санкт-Петербург попал в сети
Строительная отрасль перейдет на саморегулирование
В Томске демонтировано около 200 рекламных конструкций
Тольятти: пройдет конкурс на лучшее новогоднее оформление предприятий
Дорогие товары и деликатесы станут дефицитом
Роспотребнадзор забраковал нешоколадный шоколад, слишком сладкие соки и мокрую жирную колбасу
C прилавков исчезнет Guinness и Staropramen: обзор алкогольного рынка России, Украины и стран СНГ
Белорусские предприниматели предлагают временно сохранить для ИП льготный режим ввоза товаров из России
Казахстан: как добиться прозрачности в сфере государственных закупок?


Госзакупки национальных компаний больше не будут контролироваться… со стороны государства. Новый закон, одобренный Парламентом с немыслимой скоростью, уже ушел на подпись Президенту.

Законопроект, объявленный Главой государства срочным, в Парламенте рассматривался всего-то две недели. Обе палаты Парламента буквально с места в карьер обсудили и приняли документ, который содержит буквально революционные нормы.

Виртуальная реальность

Речь, прежде всего, идет о том, что через год все госзакупки будут только электронными.

Заниматься ими будет единый оператор - «юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, собственником которого является государство или национальный холдинг, которое осуществляет реализацию единой технической политики в сфере электронных государственных закупок». На своем веб-сайте в режиме «электронного магазина» этот оператор будет размещать заявки госорганов и предложения компаний. Это, считают в Минфине, позволит серьезно экономить время, нервы и деньги. Пилотный проект такого Интернет-магазина уже работает, правда, пока только на уровне одного Министерства финансов. Но результаты налицо - экономия по «электронным госзакупкам» составила порядка 22%.

- Система электронных госзакупок представляет собой WEB-портал, на котором размещаются соответствующие заявки и на который приходят предложения потенциальных поставщиков. Далее в автоматизированном режиме методом ценовых предложений выбирается победитель из тех, кто предложил наименьшую цену, - пояснили в Минфине.

То есть процесс, во-первых, прозрачный, во-вторых, в него будет вовлечено большое количество поставщиков, считают разработчики проекта.

К тому же допуск потенциальных поставщиков к электронным торгам, собственно закупки на них и регистрация договоров, согласно новому проекту, будет «осуществляться посредством как государственных, так и негосударственных систем в сфере государственных закупок» при использовании веб-ресурса единого оператора.

Между тем эксперты прямо указывали: отдельные нормы законопроекта коррупциогенны, а также содержат признаки ведомственных интересов. Например, научно-правовая экспертиза показала, что само понятие «единого оператора» по госзакупкам противоречит закону «Об информатизации», в котором уже есть свой национальный оператор в сфере информатизации, то есть во всем, что касается электронных баз данных, их безопасности и нормального функционирования, а также собственно «электронного правительства». А поскольку госзакупки - это только составная часть работы «е-правительства», то как будут распределяться функции и полномочия двух «единых операторов»?

Свобода или коррупция?

Отдельным вопросом рассматривалось новое положение национальных компаний и госхолдингов. Они, как известно, выведены из-под «юрисдикции» закона о госзакупках. Если учесть, что в этой сфере ежегодно «крутится» порядка 13 млрд долларов, то эта новая норма приведет к уменьшению этого оборота почти на треть. Разработчики полагают, что это позволит национальным компаниям более эффективно реализовывать крупные инвестпроекты:

- Это позволит им без процедур и ограничений, предусмотренных законом, в первоочередном порядке размещать заказы на отечественных производствах, - считают в Минфине. Но там не намерены ограничиваться только отечественными производителями. Ведь они сегодня не производят всего, что нужно для нацкомпаний, и к тому же «у отечественных товаропроизводителей цены порой выше, чем на то, что завозится из-за рубежа».

Однако заключение научно-правовой экспертизы прямо говорит: норма по выведению национальных компаний и холдингов, аффилированных с ними компаний из «зоны ответственности» закона о госзакупках создает потенциал для коррупции.

Сенаторы, у которых на рассмотрение проекта была отведена всего-навсего неделя, постарались «сгладить» последствия от принятия этой нормы - их поправки ставили целью предотвращение бесконтрольного создания организаций с незначительной долей государства. Ведь в самом определении «освобожденных» компаний указывалось: «Аффилированные лица юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежит государству, - юридические лица, в которых пятьдесят и более процентов акций (долей) прямо либо косвенно принадлежит государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилированному лицу более пятидесяти процентов акций (долей) иного юридического лица».

Таким образом, «внучки» и «правнучки» нацкомпаний все-таки должны будут работать в поле закона о госзакупках. А насколько станет эффективным освобождение от контроля самих национальных компаний, покажет время.

Контроля не будет?

Среди других нововведений закона - освобождение от процедур государственных закупок сделок по приобретению авиакеросина для гражданской авиации и горючего в госматрезерв напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Освобождается от процедур также весь оборонный заказ, а также услуги по обязательному медицинскому осмотру работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также приобретение лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечения и профилактики эпидемиологических заболеваний. Кроме того, парламентарии предложили приобретать без процедуры госзакупок специальные книги и тифлосредства для инвалидов по зрению.

Новый законопроект предусматривает не только освобождение ряда компаний от процедур государственных закупок, но также практически запрещает внеочередные проверки по этим вопросам: «Законопроектом… исключаются нормы, допускающие регулирование и вмешательство уполномоченного органа по контролю в процесс осуществления госзакупок субъектами соответствующей системы», говорится в пояснительной записке Правительства.

Между тем специалисты Института научной экспертизы и анализа, проводившие антикоррупционную экспертизу документа, подчеркивали: «Разработчик ограничивает права потенциальных поставщиков, участников конкурса в праве обжалования неправомерных действий организаторов госзакупок». Дело в том, что госорганы участвуют в процессе госзакупок опосредованно, а на этапе проведения конкурса контроль за организаторами и вовсе отсутствует, поэтому все поставщики попадают в полную зависимость от организатора. А это - кормушка для коррупционеров.

Работа парламентариев над законопроектом завершена, но к чему приведет поспешность в принятии этого, безусловно, важного закона, пока неизвестно.

Автор: Алина Шалгынбай, Астана
Источник: http://www.zakon.kz/

Просмотров: 151
поставка Тендер тендеры москвы госзакупки строительство
О Проекте
RSS
Реклама
Rambler's Top100