Активное проникновение в петербургскую торговлю сетевых магазинов и супермаркетов многих порадовало модными брендами и кричащими вывесками. Не успели и глазом моргнуть, а 82% данной сферы в Северной столице "попали в сети".
Это фактически стало приговором для владельцев малого бизнеса, многие из которых потеряли свои помещения.
Небольших магазинов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, а не концернам, становится все меньше. Булочные из центра города исчезли еще несколько лет назад. Петербургский малый бизнес с горечью констатирует этот факт. Примиряться с ним пока никто не собирается, но и сделать что-то существенное до сих пор невозможно. Предприниматели ценят все то, что город сделал для них в последнее время, но невероятная концентрация сетевой торговли стала результатом в том числе инвестиционной политики.
В 2005 году была принята "Концепция развития потребительского рынка", рассказывает Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. В ней прямо сказано, что "стратегической задачей является развитие сетевого принципа торговли, привлечение в город крупных торговых сетей".
Обосновывали такую стратегию по-разному. Но, по словам предпринимателей, ни одна из причин не выдерживает критики. Говорили о том, что павильоны и так называемые "ларьки" особенно удобны для террористов. Упоминали недопустимость торговли в доне транспортной инфраструктуры. При этом, отмечает Третьяков, на вокзалах и аэропортах все по-прежнему. Более того, торгово-развлекательные комплексы собираются строить над станциями метро. Наконец, и в аргументах о том, что в Европе такая практика отсутствует, есть противоречие. Любой, кто был в ЕС, может их опровергнуть.
Перенасыщенность рынка торговыми площадями в гипермаркетах и торговых центрах подтверждают эксперты в области недвижимости. По названному показателю Петербург вырвался вперед еще в 2006 году, обогнав Москву. В этой ситуации возникли проблемы и с заполняемостью пространств, а также с привлечением новых покупателей. Экспансию "смог приостановить лишь кризис, который сделал для сетевиков временно недоступными кредиты. Помощь государства решит эту проблему. Малый бизнес опасается, что возрождения мелкорозничного ритейла не случится.
ИА "Альянс Медиа"тендеры Санкт-Петербурга