Тендеры и конкурсные торги. Госзакупки и госзаказ
Портал
НовостиСтатьиДоска объявлений
Тендеры
Тендеры по категориямТендеры по регионамОбъявить тендер
Компании
Каталог компанийКаталог товаровКаталог услугДобавить компанию
Наши услуги
Банковская гарантияЭЦП
Личный кабинет
Электронная подпись за 5000 рублей

Статьи

Тендеры. Госзакупки. Госзаказ
Госзакупки, как один из индикаторов коррупции
Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Появление данного явления неизбежно связано с классовой организацией общества, образованием государства и права, следствием чего стало появление группы людей, выполняющих властные функции.
Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов государственными чиновниками, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики и представляет собой явление многоуровневое.
Она начинается в низших и заканчивается в самых высоких эшелонах власти. Коррупция- это круговая порука (система вертикали), и именно поэтому «чиновники» не очень-то торопятся принимать какие-либо меры по борьбе с ней. Естественно, кому захочется отказаться от дополнительного дохода, в разы превышающего его официальную заработную плату. Тем более доказать получение взятки очень трудно. Хотя зачастую простые обыватели сами «развращают» власть имеющих, чуть ли не впихивая им деньги, только бы вопрос был решен быстрее и с нужным результатом. То есть, сами приучают чиновников получать дополнительный заработок за свою работу, которую они и так должны выполнять в полном объеме, так как государство оплачивает их труд.

Показательные задержания и суды над чиновниками-коррупционерами (хотя их и становится все больше) на ситуацию в целом не влияют.

Коррупцию в России уже давно называют системной, в том числе призванные бороться с ней представители Генпрокуратуры. А бороться с такой коррупцией только при помощи правоохранительных органов бесполезно, тем более что эти самые органы зачастую сами коррумпированы. Вряд ли кто будет спорить с необходимостью комплексного подхода, который подразумевает, в частности, совершенствование законодательства и усиление контроля над чиновниками.
Так, по результатам исследований фонда "ИНДЕМ" рынок деловой коррупции в разы превосходит, доходы федерального бюджета. В 2005 он оценивался в $316 миллиардов и продолжал и продолжает расти.
Госзакупки, по праву можно назвать одним из главных индикаторов уровня коррупции в стране, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, ведь речь идет о расходовании колоссальной суммы, порядка 3 триллионов рублей.
Однако учитывая саму специфику системы государственных закупок, государство вынуждено контролировать себя изнутри, используя метод государственного, управленческого контроля, который, в первую очередь, подразумевает проверку соответствия процедур закупок законодательству.
На Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации возложена задача отслеживать соблюдение федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
Перед 94-ФЗ, в свою очередь стоит цель уменьшить коррупцию в госзакупках, но что, же мы видим? Цифры, связанные с уровнем коррупции, называемые независимыми источниками до принятия этого закона меньше, нежели нынешние публикующиеся цифры. Задаешься вопросом, насколько эффективен закон и как государство, принимающее его, хотело (насколько может) контролировать его исполнение. И чем же в итоге занимаются уполномоченные органы, в обязанности которых входит контроль и разработка методов борьбы с коррупцией, учитывая, что они получают заработную плату ежемесячно? Государство выделяет огромные деньги на эту борьбу, а в итоге не получает ничего…
Ни для кого не секрет, что размещение госзаказов является в России благоприятной средой для разного рода махинаций и сомнительных сделок. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы «откатывать» необходимую сумму чиновникам, пролоббировавшим их интересы.
По данным исследования общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" 60 процентов предпринимателей уверены, что госзаказы распределяются чиновниками несправедливо.
По оценке главы думского комитета по науке, промышленности и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, потери государства достигают около 150 млрд. рублей ежегодно. По информации главы думской комиссии по противодействию коррупции Михаила Гришанкова, только в 2006 году ущерб от коррупции в сфере госзакупок составил около 300 млрд. рублей.
Не скрывает этого и ФАС (цитата): «Самый распространенный сего-дня размер отката составляет 10 процентов от суммы сделки. В итоге получается огромная сумма, сравнимая с государственными расходами на образование и здравоохранение и превышающая госрасходы на культуру и спорт».
В СМИ периодически появляются подобные интервью, в которых чиновники рассказывают о коррупции, приводят цифры, но сразу задаешься вопросом, если государство способно подсчитать это, почему оно не может эффективно бороться с этим явлением, подрывающим экономику, устои общества? И откуда у них эти цифры, и вообще как возможно это подсчитать? Или это обман, чтобы скрыть бездействие органов?
К интересному выводу приходишь, анализируя данные, приведенные на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы …Изучая их, приходишь к обескураживающему выводу – система государственного заказа «топчется» на месте!
Немного цифр:
Например, начиная, со 2 квартала 2007 года неуклонно растет количество жалоб поставщиков (незначительные колебания вызваны такими субъективными факторами, как: летний сезон, длительные выходные). Одновременно растет и количество решений, в которых жалобы, признаны обоснованными. Однако в процентном соотношении, количество жалоб, признанных обоснованными остается, практически постоянным (57%, 54%, 56%, 52%). Это может означать только одно – количество нарушений не сокращается!!!

Такой вывод подтверждает и анализ динамики количества выявлен-ных нарушений законодательства о размещении заказов по итогам проведения проверок. Количество проверенных размещений заказов растет ежеквартально и во 2 квартале 2008 года достигло цифры в 12 тыс., а количество выявленных нарушений в процентном соотношении остается, практически, на одном уровне (опять же, делая поправку на субъективные факторы – 39%, 47%, 36%, 28%, 32%).

О чем могут свидетельствовать эти цифры? Или о крайнем непрофессионализме заказчиков или о чудовищном и, увы, не снижающемся уровне коррупции в области размещения заказов.

Цитата: «Не знаю, насколько снизилась коррупция, но сильно повысилась квалификация коррупционеров».

Между тем, коррупция для государства является индикатором коррупции бытовой (для народа), поскольку любой чиновник является офици-альным представителем этого самого государства! Как может государство бороться с коррупцией тех своих представителей, которые, по определению, поставлены для реализации (осуществления) самих функций государства в отношении, когда оно не может контролировать тех, кого оно назначило блюсти свои интересы (осуществлять обеспечение функционирования самого себя).

Таким образом, коррупция в госзакупках, является первым индикатором коррупции в стране, так как в первую очередь государство для своего функционирования (т.е. для себя) не может наладить систему эффективного размещения заказа.
Так как же оно может бороться в целом с этим явлением, если внутри себя оно не может это искоренить?!

Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах – больших и малых, богатых и бедных…» .

В 2006 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о противодействии коррупции и конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. И государство на собственном примере может и должно показать успешную борьбу с этим экономическим и социальным злом.

Цитировано по: Пресс-релиз ООН GA/10199 (пер. с англ.)
Дата публикации: 25.08.2009
Прочитано: 4733 раз
Дополнительно на данную тему
Практика получения госзаказа.Практика получения госзаказа.
Как получить госзаказКак получить госзаказ
Королевство кривых зеркал: подводные камни госзаказаКоролевство кривых зеркал: подводные камни госзаказа
Словарь терминов. Госзакупки и госзаказСловарь терминов. Госзакупки и госзаказ
Закон о госзакупках: Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 годаЗакон о госзакупках: Федеральный Закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года
Повышение эффективности контроля за размещением заказовПовышение эффективности контроля за размещением заказов
Тендеры: конкурсная документация, подача заявокТендеры: конкурсная документация, подача заявок
[ Назад | Начало | Наверх ]
Карта сайта
О Проекте
RSS
Реклама
Тендеры и госзакупки, тендеры Москвы, обеспечение контракта

Copyright © 2008-2013 «Тендеры и конкурсные торги»